28 Авг 2014

Успенско-Серафимовский Раздобаров женский монастырь

По книге священника Иосифа Васютина, изданной в Москве в 1906 году.
Для душ человеческих. Сокровища и драгоценности, которые в изобилии должны обретаться в монастыре, согласно слову Божию, суть следующия: любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. V, 22), а особенно молитва. Стало быть, если в монастыре есть эти сокровища, то он воистину богатейший в мире.

Этим самым святыя обители пленяли и теперь пленяют боголюбивый народ наш, ибо издавна мирские люди привыкли видеть в монастырях образцы святой богоугодной жизни и усердной молитвы за всех православных. Но созидание монастырей всегда было делом трудным. И если в древния времена была возможность безпрепятственно селиться в пустых местах, выбирать и занимать любыя пространства земли, а требовалось только личное мужество преодолеть, естественный страх в безлюдных местах остаться голодным и холодным; то теперь всякий клочек земли надо приобретать за деньги, требуются теперь «труды и хождения», как выражался наш основатель, по благотворителям с опасностью всяких скорбей и неудач. Как бы то ни было, но открытие новаго монастыря является всякий раз событием, привлекающим к себе внимание многих.

В пределах Харьковской губернии при хуторе Фомовке, Купянскаго уезда, 7 сентября 1901 года на радость многих православных с подобающею торжественностию совершилось это событие — открытие новой женской обители в честь Успения Богоматери и новопрославленнаго угодника Божия Серафима Саровскаго. Как нам представляется, по важности своей это редкое торжество заслуживает того, чтобы в долготу дний осталось записанным воспомпнание о нем.

Предлагая теперь вниманию боголюбивых читателей описание торжества открытия Фомовскаго монастыря, мы вместе с тем даем хоть краткия историческая сведения о нем.
Фомовский Успенско - Серафимовский женский монастырь находится близ хут. Фомовки в 8 верстах от большаго села Сватовой-Лучки, Купянского уезда, на левом отлогом берегу реки Красной, когда-то многоводной и рыбной. Имея около реки песчаный, сильно высыхающий от летних жаров грунт, местность эта может поразить своею бедностию в отношении растительности. Однако говорят, что так было не всегда. Земля, где основался монастырь, принадлежала роду дворян Катрухиных, которые владели будто бы громадным участком земли (около 40000 десятин). Разделилось имение и обеднело в прошлом (XIX) столетии. Тогда же окон-чили свое сушествование леса и сады, бывшие на территории монастырской. Во время военнаго населения здесь была дешевая продажа водки, что придавало местности своеобразную живость: любители «веселия пити» стекались сюда в изобилии. Здание водочнаго каравана в полуразрушенном виде и теперь служит памятником былых дней. Бывший помещичий хутор Фомовка основан каким-то Фомою Катрухиным, служившим урядником у князя Краснокутскаго. Князь за верную службу отвел своему слуге громадный участок земли. Впоследствии населился хутор Фомовка, составившийся из беглых помещичьих крестьян. В этой местности, как гласит предание, проделывались разныя темныя делишки. Злоба, убийства, разврат находили себе здесь место нередко... И вдруг глаза окрестных жителей видят здесь устроение совершенно другаго рода. Слово «монастырь» произносилось по началу как нечто несбыточное. Однако, на то была воля Божия. Еще задолго до открытия монастыря один благочестивый обыватель хут. Фомовки Семен Самуилович Дудников видел в видении храм и обиталище при нем именно на месте теперешняго монастыря. Сам он дожил до исполнения своего пророческаго видения и считал себя счастливым, если входил в ворота обители, а проходя мимо гроба основателя — о. Тимофея, он всегда с великим усердием клал несколько поклонов. Обстоятельство это заставляет думать, что открытие монастыря хотя шло естественным порядком, но определением Божиим предрешено уже было давно. И дай Бог, чтобы иноческия молитвы послужили к очищению места сего от прилогов диавольских. Основателями обители были протоиерей села Кармазиновки Тимофей Матвеевич Раздабаров и жена его Матрона Евфимовна. О. Тимофей, родившийся в мае 1831 года, происходить из православной крестьянской семьи села Благодатнаго, Рыльскаго уезда, Курской губ. Родители отдали его 12-тилетняго мальчика учиться грамоте к старообрядцу того же села. Старообрядец, совративши его в раскол, взял его потом в Москву для дальнейшаго научения. В Москве мальчику пришлось встретиться с о. Павлом (Прусским). О. Павел увидел в Раздабарове человека способнаго и даровитаго, увез его с собою в Пруссию, где и давал ему подготовку в целях выработки из него миссионера старообрядчества. Но удивительно, что для успеха проповеди, или точнее: для безсоблазнства в служении среди мирскихь людей, о. Павел, хотя сам был искренний монах, считает нужным женить Тимофея Матвеевича. Дело это он поручает своему московскому знакомому Ивану Дмитриевичу Соловьеву, который и устроил брак будущаго миссионера с девицею Матроною Евфимовною Немцевою (это по счету 23-я невеста).

Страницы