19 Мар 2016


Как проводим мы Великий Пост?



Архиепископ Аверкий (Таушев)

Постимся постом приятным благоугодным
Господеви... "
(Стихира 1-й седмицы Вел. поста).

Мы проходим сейчас, милостью Божию, благодатное поприще Великого поста, которое св. Церковь именует «временем благоприятным, временем покаяния» и которое приводит нас к радостному празднованию «Тридневнаго Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго душы наша» (стихира в Неделю Сыропустную на вечерни).

Но так ли мы проводим это спасительное для нас покаянное поприще, как должно?

Блажен, кто, живя жизнью всей Церкви, всем сердцем своим переживает это время поста, вникая во все глубоко-назидательные мысли, связанные с великопостным Богослужением и впитывая в себя все те возвышающие душу чувства, которые стремится возбудить в нас св. Церковь богослужебными чтениями и песнопениями и соединенными с разными днями Великого поста празднованиями и воспоминаниями.

Блажен, сугубо блажен, кто в наше время неблагоприятное остается таким — «отставшим от века», — несмотря на все происходящее вокруг него...

В самом деле! Вот в огласительном поучении преподобного Феодора Студита, которое читается, согласно уставу, в среду первой недели Великого поста, мы слышим:

«Теперь и в городах и селениях прекращаются всякия смятения и безпорядки, а умножаются славословия и песнопения, милостыни и молитвы, которыми благий наш Бог умилостивляется и преклоняется к милосердию, умиротворяет души наши и подает нам прощение грехов...»

Но где все это теперь — в наши дни?

Было это когда-то в древней Византии, было у нас на Святой Руси, а теперь? — Теперь вся жизнь такова, что и в церковь-то пойти на великопостное Богослужение далеко не всякий может, кто и хотел бы! А уж «городам и селениям» в целом и дела нет никакого до нашего Великого поста...

Мы не говорим уже о нашей несчастной Родине-России и других православных странах, подпадших под страшное иго безбожного рабства, но и тут, на свободном как-будто бы Западе, что мы видим?

У нас — Великий пост и дивные возносящие нас к небу великопостные Богослужения, а у них, даже еще называющих себя «христианами», — ничего этого нет.

Но разве это естественно, разве это так и должно быть?

«Они — неправославные!»

Можем ли мы, однако, с таким «объяснением» мириться?

Может ли нас такое «объяснение» вполне духовно удовлетворить и успокоить?

Если мы живем в Христовой Церкви, а не только формально числимся в Ней, то — конечно, нет.

Ведь Христос-Спаситель для всех своих последователей создал одну Церковь, а не много разных «Церквей» — каждому по его вкусу! — И перед своими крестными страданиями молился Богу Отцу: «Да будут вси едино: Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21).

Из этих слов Божественного Основателя Церкви ясно видно, что это единство всех верующих во Христа, объединенных в Его Церкви, не внешнее только, при котором каждый остается со своими собственными частными мыслями и чувствами, а единство внутреннее, органическое, которое неоднократно так подчеркивает великий Апостол языков св. Павел, уча в своих посланиях о Церкви, как о Теле Христовом, и призывая христиан: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филипп. 2, 2).

Почему же тогда у нас — Великий пост, а «у них» — у «неправославных» — нет? И можем ли мы примириться с таким явлением, как с чем-то вполне законным, естественным?!

Кто виновник такого печального разномыслия и отсюда — разделения между христианами?

Конечно, не кто иной, как только враг человеческого спасения — диавол.

Это он посеял такое разномыслие, это он внес в среду христиан разделения.

И если теперь лишь мы, православные, остающиеся во все более и более сужающемся меньшинстве, еще сохранили то великое духовное сокровище, которое содержится в поприще Великого поста, хотя и не все мы надлежащим образом им пользуемся, отчасти по нашей собственной вине, а отчасти в силу сложившихся вокруг нас неблагоприятных условий жизни, — остальные же все, именующие себя «христианами», его потеряли, то объяснить это можно только все более и более прогрессирующим действием сатанинских сил в мiре, стремящихся отнять у людей все дарованное им Христом-Спасителем духовное богатство и лишить их надежды вечного спасения.

Вот почему так странно слышать в настоящее время все эти модные, но совершенно противоестественные, несуразные толки о равноценности и равноправии всех вероисповеданий и даже — о соединении их всех, без отказа от своих заблуждений, от своего отступления от истинно — христианской веры, веры Православной, в какую-то новую «веру», долженствующую путем каких-то противоестественных в делах веры компромиссов, объединить всех в какой-то новой «Церкви», в чем и состоит существо столь модного ныне течения, так называемого «экуменизма».

А между тем, разумное, плодотворное и спасительное для всех людей соединение может быть только одно: возвращение всех к единой и единственной непогрешимой и неповрежденной истине Святого Православия.

Но этого-то как раз и не хотят допустить слуги имеющего придти в мiр Антихриста, усиленно вербуя себе за деньги или за иные земные блага людей, всячески компрометирующих и подрывающих святую Православную Веру и авторитет Св. Православной Церкви в глазах всех — как православных, так и неправославных, чтобы первых сделать безразличными к своей вере и Церкви, а вторых оттолкнуть от них, как не заслуживающих никакого доверия и уважения.

Страницы