11 Окт 2017


Грустная биография: а надо ли было возвращаться?



Архиепископ ДИМИТРИЙ (Вознесенский)


Димитрий, архиепископ Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог. В миру Николай Фёдорович Вознесенский. Отец митрополита Филарета (Вознесенского), Первоиерарха Русской Православной Церкви За рубежом.
Родился в мае 1871 в Калужской губернии, в многодетной крестьянской семье, рано осиротел, детство прошло в бедности. По окончании в 1893 Московской Духовной Семинарии поступил в Московскую Духовную Академию. Выпущен из Академии в 1897. В конце того же года представил кандидатское сочинение «Происхождение и первоначальная оценка беспоповщины», за которое 3 февраля 1898 ему было присвоено звание кандидат богословия.
23 июля 1898 определён преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Курскую Духовную Семинарию, устраивал со старообрядцами диспуты и собеседования, на который приглашал учеников. Одновременно преподавал русскую историю в Курской женской гимназии. С августа 1898 по август 1902 противораскольничи й миссионер по Курскому и Обоянскому уездам. 15 октября 1902 назначен заведующим общежитием своекоштных воспитанников при Курской Духовной Семинарии. Коллежский асессор (1903). С 1 октября 1903 уволен от духовно-училищной службы согласно прошению. С этого же времени в течении двух лет преподавал русский язык и историю в Сумском кадетском корпусе. В декабре 1903 был командирован в Санкт-Петербург на I Съезд преподавателей военных учебных заведений, где выступил с докладом «О значении теории словесности и её месте в курсе кадетских корпусов».
26 июня 1905 Харьковским архиепископом Арсением (Брянцевым) рукоположен во иерея к Иоанно-Усекновенскому кладбищенскому храму в Харькове. 27 марта 1906 перемещён к Стратилатовскому храму при харьковской Александровской больнице. Преподавал Закон Божий в 1-м харьковском реальном училище (с 1905), частном училище Буракова и частной гимназии Давиденко (с 1906), 2-м харьковском реальном училище (с 1907). Обобщил опыт своих духовно-педагогических трудов в брошюре «Как преобразовать наши духовные училища и семинарии?: (Со стороны учебных курсов)», опубликованной в 1906.
18 августа 1909 переведён в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресвятой Богородицы (основано в 1886 епископом Гурием (Буртасовским)), цензор епархиальных проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Министерства народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских епархиальных ведомостей» (февраль 1911 - январь 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Императорского Православного Палестинского общества и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В феврале 1910 организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры в христианской жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 опубликовал «Лекции по методики Закона Божия».
В 1920 выехал с семьёй в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя святителя Николая. В 1923 определён настоятелем харбинского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Иверская». При Иверском храме орагнизованы Музыкальные курсы (с октября 1927, с 1929 открыты церковнопевческие курсы) и Богословские курсы (с февраля 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности протоиерея Николая Вознесенского, который был бессменным заведующим Богословскими курсами, где преподавал Священное Писание Нового Завета и православное богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом училище КВЖД (до начала 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный журнал «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христианской церкви, православно-христианскому учению и богослужению, в частности опубликовал двумя изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».
24 сентября 1933 пострижен в монашество с именем Димитрий, 25 сентября возведён в сан архимандрита. 3 июня 1934 в кафедральном соборе Свято-Никольском соборе города Харбина состоялась хиротония Димитрия во епископа Хайларского. Чин наречения и хиротонии совершали архиепископы Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) и Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов), епископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин). Димитрий был назначен викарием Харбинской епархии с оставлением настоятелем Иверского храма ввиду временной невозможности пребывания в городе Хайларе. К тому времени Иверский храм превратился в важнейший центр благотворительной и образовательно-культурной деятельности в Харбине. Организованные при храме учреждения – бесплатная «Серафимовская столовая» для бедных (с 1934) и 4 приюта при ней – стали крупнейшей и наиболее успешной русской благотворительной инициативой в Маньчжурии, за руководство которой Димитрий был награждён маньчжурским императором серебряной медалью.

Страницы