02 Сен 2017


Главный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).


В одном из залов Государственного музея религии в Петербурге висит необычная картина. Необычна она не только своими внушительными размерами и редким сюжетом (это — пожалуй, единственное произведение искусства, посвященное черносотенцам), но и тем, какие люди и как изображены на ней. Картина написана маслом, предположительно, в конце 1905 — начале 1906 года. Она называется очень длинно «Дни отмщения постигоша нас… покаемся да не истребит нас Господь». В названии, очевидно, используются слова из Евангелия от Луки про «дни отмщения» (Лк., 21, 22), когда Господь предсказал ученикам судьбу Иерусалима. На картине изображена революционная Россия: убийства террористами государственных деятелей и членов монархических союзов, грабежи, беспорядки, нападения на патриотические манифестации, забастовки, демонстрации. В центре Царская Семья, молящаяся перед Распятием о спасении России, окруженная черносотенцами с национальными флагами. Многие из монархистов падают, сраженные пулями террористов.
На картине на переднем плане изображены организаторы Союза Русского Народа. Видимо, рукою автора сделана следующая надпись: «Ныне по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители Союза Русского Народа: 1 — игумен Арсений; 2 — протоиерей Иоанн Сергиев; 3 — А.И.Дубровин; 4 — И.И.Баранов; 5 — В.М.Пуришкевич; 6 — Н.Н.Ознобишин; 7 — В.А.Грингмут; 8 — князь Щербатов; 9 — П.Ф.Булацель; 10 — Р.В.Трегубов; 11 — Н.Н.Жеденов; 12 — Н.И.Большаков; 13 — о. Илиодор. В священных книгах сказано, что, когда люди уклонялись в идолопоклонство, Бог истреблял их». Как указано в аннотации к картине, она принадлежала настоятелю Воскресенского миссионерского монастыря игумену Арсению и является уменьшенной копией с картины, висевшей в келье настоятеля.
Автор картины не указан, но по моим предположениям, им мог быть еще одни главный учредитель Союза Русского Народа, художник Аполлон Аполлонович Майков (сын известного русского поэта), создавший знаменитый нагрудный знак члена Союза, который с гордостью носили многие выдающиеся русские люди в начале ХХ века.
Примечательно, что художник изобразил на картине вместе с собой четырнадцать главных учредителей Союза, в центре два священнослужителя с крестами в руках — представитель черного духовенства (игумен Арсений) и белого духовенства (протоиерей Иоанн Кронштадтский). Прообраз очевиден: два священнослужителя символизируют Спасителя, а двенадцать учредителей-мирян — учеников Господа — апостолов. Среди учредителей мы видим крупных деятелей русского национального движения начала прошлого века: видного экономиста и общественного деятеля князя Александра Григорьевича Щербатова, филолога и публициста, редактора «Московских ведомостей» Владимира Андреевича Грингмута, детского врача и общественного деятеля, председателя Главного совета Союза Русского Народа Александра Ивановича Дубровина, филолога, политического деятеля Владимира Митрофановича Пуришкевича, юриста, присяжного поверенного Павла Федоровича Булацеля, крупного петербургского купца и общественного деятеля Ивана Ивановича Баранова, видного дворянского деятеля Николая Николаевича Ознобишина и других.
Под номером один в перечне главных учредителей Союза Русского Народа обозначен игумен Арсений. Кто этот человек? Думаю, далеко не каждый историк, занимающийся исследованием эпохи Царя-Мученика Николая II Александровича, сможет сегодня вразумительно ответить на этот вопрос. В научных трудах и в исторической публицистике его имя упоминается, как правило, лишь мимоходом. Мне известна лишь одна публикация, посвященная непосредственно о. Арсению — статья протоиерея Максима Хижия из Владимирской епархии «Игумен Арсений: портрет забытого основателя Союза Русского Народа». Однако значение этой статьи следует признать ничтожным, поскольку автор не только явно предвзято относится к игумену Арсению, но и демонстрирует слабое знание фактологии (в статье допущен ряд досадных ошибок и искажений).
Между тем, на рубеже позапрошлого и прошлого веков игумен Арсений был видным церковным и общественным деятелем, широко известным не только в России, но и на православном Востоке. Личность этого человека заслуживает внимания и памяти. Его удивительная и трудная судьба в чем-то похожа на судьбу многострадального Отечества нашего.
ПУТЬ К МОНАШЕСТВУ
Сведения о рождении и происхождении будущего основателя Союза Русского Народа скудны и противоречивы. Он происходил из крестьян (точнее отчисленных из военного ведомства кантонистов) Бугурусланского уезда Самарской губернии. В миру звался Степан (Стефан) Федотович Алексеев (в одном из архивных дел упоминается, правда, и другая фамилия — «он же Савченко»). Кстати, известный церковный историк из Флоренции М. Талалай в своей книге об Афоне ошибочно именует его Дубровиным, видимо спутав с лидером Союза Русского Народа. Родился Степан Алексеев по одним данным в 1837 году, по другим — в 1840 году, по третьим в 1845-м. (Более достоверной мне представляется последняя дата, поскольку сам о. Арсений однажды написал, что он ступил на миссионерскую стезю в возрасте четырнадцати лет. Да и поступление послушником в монастырь в возрасте 14−15 лет выглядит более достоверным чем в возрасте 20 лет, а тем более 23 лет).

Страницы