16 Ноя 2016


"Эти резкие оценки не соответствуют тщательно продуманным и осторожным выражениям, использованным в Определении Освященного Собора". Письмо благочинной Леснинского монастыря (Франция) в Синод РИПЦ


О Новом документе Синода РИПЦ "Ответ омским клирикам"

Замечания к «Ответу Синода на круг вопросов...» и о смуте, вызванной этим документом

За последние 2 года в нашей церковной жизни произошло много важных событий и изменений, которые, по разным причинам, никак не комментировались нашим Синодом. К этим событиям можно отнести, во-первых, вопросы нашей внутренней церковной жизни: смущение, возникшее в связи с самоличным восполнением своего крещения еп. Гермогеном; смену секретаря и делопроизводителя Синода и Председателя Синода; переустройство нашей церковной администрации; взаимоотношения с еп. Стефаном и Северо-Американской епархией; во-вторых, вопросы общецерковной жизни: вступление в общение и административное слияние двух крупнейших греческих старостильных синодов; принятие священнослужителей из других юрисдикций в РИПЦ; продолжающееся дробление и разделение среди верующих, не принявших соединение МП и РПЦЗ; и в-третьих, вопросы глобального значения, среди которых самое значимое - военный конфликт России и Украины. Молчание в одних случаях, а в других - противоречивые высказывания членов Синода вызвали и продолжают вызывать недоумение и смущение среди духовенства и паствы. В марте сего года на официальном сайте Синода был выставлен ответ на часть этих вопросов, который, к сожалению, не только не успокоил паству, но своим содержанием, а главное, духом и тоном, очень далёким от прежних высказываний не только зарубежного или катакомбного духовенства, но и нашего Синода, привёл нашу Церковь к серьёзному разделению. Предлагаю вашему вниманию замечания на наиболее смущающие, на мой взгляд, моменты в «Ответе...»:

О традициях и предании РПЦЗ

Почти в самом начале «Ответа...» ставится под вопрос практика и вообще возможность разрешения недоуменных вопросов сегодняшней церковной жизни путём обращения к традициям и преданию РПЦЗ:
«Что такое историческая традиция (предание) Русской Зарубежной Церкви?» Однако это неуместный вопрос по двум главным причинам.

Первая: на любые главные вопросы Церковной жизни может быть дан правильный ответ при обращении не к практике одной Поместной Церкви в определенный исторический период, но к Священному Преданию, т. е., догматам, преданиям, канонам и соборным решениям, которые принимались как обязательные правила всей полнотой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви на протяжении ее истории... На часто возникающий вопрос о благодатности или неблагодатности Московской патриархии в той постановке его, насколько он соответствует "исторической традиции РПЦЗ", пусть пытаются ответить те, для кого иное предание кроме предания РПЦЗ поставлено второстепенным, а приверженность к решениям РПЦЗ – единственный и абсолютный критерий современной церковности… Для тех же, для кого любая церковно-историческая традиция, будь то традиция РПЦЗ или традиция дореволюционной Российской Поместной Православной Церкви, ценна только в меру ее соответствия Преданию Церкви, для тех, кто понимает и принимает высказанную св. Киприаном Карфагенским мысль, что «обычай без истины – лишь старое заблуждение», нужен иной критерий, нежели простое соответствие «зарубежности», который стал в руках недобросовестных клириков инструментом для манипуляции сознанием церковного народа. Это должен быть критерий из самого Предания Церкви выраженного, прежде всего, в догматах и канонах Вселенской Церкви, а не просто в постановлениях Синода исторической РПЦЗ, указах ее Первоиерархов, заявлениях ее архиереев, мнениях ее богословов, в ее богослужебных традициях и т.п. – все перечисленное само прежде нуждается в проверке Преданием Церкви... Вторая причина, по которой неуместно спрашивать: “Что есть историческое предание РПЦЗ?”-заключается в том, что в 2007 году, как хорошо известно, РПЦЗ претерпела катастрофическое крушение, и большинство ее членов пало в бездну ереси. Невозможно, чтобы падение такого масштаба произошло внезапно: этому должны были предшествовать многочисленные малые падения, которые готовили великое. Поэтому приходится признать, что многое из недавнего “предания” РПЦЗ – в особенности некоторые решения ее Соборов и иерархов – были неправильны и противоречили Священному Преданию. Таким образом, более уместен вопрос: “Что было неправильно? Каковы тенденции и решения, которые привели РПЦЗ к отпадению от истины...».

Страницы