13 Мар 2019


Епископ Памфил (Лясковский)


Петр Александрович Лясковский родился 5 октября 1883 года в с. Арестове (ныне Орестов) Ровенского уезда Волынской губернии в семье священника Александра Лясковского. Весь род будущего святителя Кубанского был священническим. В родословной Лясковских просматриваются семь священнических ветвей: Лясковские, Теодоровичи, Абрамовичи – по отцовской линии; Панкевичи, Диминские, Петровские, Удановичи – по материнской. Все они исправно служили Господу.

Александр Иосифович Лясковский был поведения отличного, аккуратен, точен и исполнителен в пастырском служении, имел церковные награды, как и другие священники рода Лясковских. Он служил законоучителем в школах соседних сел, как отмечено в клировой ведомости, «без всякого за труды вознаграждения». Петр был четвертым ребенком в семье, рос – как и все дети, наверное, – помогая отцу на службе и укрепляясь духом православной веры. Старшие братья Павел, Никон, Евгений и младшие сестры Мария и Нина в свое время окончили духовные заведения. Братья Петра – Павел и Никон – стали священниками. В 1897 году Петр и сам закончил Клеванское духовное училище, а в 1903 году – Волынскую духовную семинарию по 1-му разряду.

Московская духовная академия
В 1907 году Петр Лясковский завершил свое образование в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. В фондах Государственной Румянцевской библиотеки в Москве хранится работа Петра Лясковского на соискание степени кандидата богословия «Учение о Церкви в сочинениях первых расколоучителей», а также рецензия на нее Ильи Громогласова, будущего священномученика. В ней говорилось: «В рассматриваемом сочинении довольно заметно выступает на вид один формальный недостаток – неравномерность частей, на которые распадается исследование… Не считая уместным подавать запоздалые советы, спешим заявить, что, во-первых, указанный недостаток не так уж важен сам по себе, и во-вторых, он едва ли не единственный в рассматриваемом сочинении. Во всех остальных отношениях это превосходная работа, о которой можно и должно отозваться с самой решительной похвалою. Внимательное изучение основных первоисточников и литературы, определенность научных взглядов, зрелость суждений, ясность мысли и почти безукоризненная выработанность стиля дают право приветствовать в лице г-на Лясковского человека вполне подготовленного к серьезной ученой работе, по крайней мере в области избранной им специальности»[1].

Учитель и монах

Недаром постригавший его в монашество в Почаевской Лавре архиепископ Антоний (Храповицкий) выбрал ему имя Памфил

По окончании МДА Петр уехал на родину в Житомир, где стал учителем в мужском и женском духовных училищах, а затем и в родной семинарии. Преподавал географию, историю, греческий язык. Его уважали и любили воспитанники и коллеги. Недаром постригавший его в монашество 24 мая 1911 года в Успенском соборе Почаевской Лавры архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) выбрал ему имя Памфил – в честь мученика Памфила Оливрийского, – что в переводе с греческого значит «всем друг».

Спустя четыре года в возрасте 27 лет Петр Александрович Лясковский написал прошение о пострижении его в монашество:

«№ 411

Его Высокопреосвященству
Преосвященнейшему Антонию, архиепископу Волынскому и Житомирскому,
Священноархимандриту Почаево-Успенской Лавры,
Милостивейшему архипастырю

учителя Житомирского духовного училища
Петра Лясковского

Прошение

Познав мирскую суету, смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство сподобить меня малого ангельского образа

21 мая 1911 года

Вашего Высокопреосвященства смиреннейший послушник Петр Лясковский»[2].
В Государственном архиве Житомирской области сохранилось дело о постриге: само прошение, беседа со ставленником, которая проводилась по регламенту перед постригом, различные справки и гражданский паспорт Петра Лясковского. Паспорт, видимо, был сдан в канцелярию духовной консистории как мирской документ, ничего общего не имеющий с новым именем и новой жизнью, ожидающей будущего монаха. То, что выбор монашеского пути был для Петра Александровича осознанным и неизбежным, очевидно из статьи в «Волынских епархиальных ведомостях» за 1911 год. Автор отмечает:

«Любовь к Церкви, предпочтительный пред всеми прочими интерес к религиозным вопросам, склонность к монашескому подвигу всегда заметно выделяли Петра Александровича и делали его близким и родным монашеской братии. Вопрос о постриге для него был только вопросом времени»[3].

Постриг будущего архиерея состоялся в Свято-Успенской Почаевской Лавре. В одной из своих проповедей владыка с огромной любовью описывает чувства, которые испытывал к Почаевской Лавре, ведь там он не только принял монашеский постриг, но и подвизался перед постригом в Свято-Духовом скиту, а в 1912 году стал архимандритом Лавры.

Вскоре архиепископ Антоний (Храповицкий) послал ходатайство в Святейший Синод о поставлении иеромонаха Памфила в учители Волынской семинарии. 7 июня 1911 года иеромонах Памфил стал преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства в Волынской духовной семинарии. В «Волынских епархиальных ведомостях» сохранилась замечательная статья о паломничестве семинаристов во главе с иеромонахом Памфилом в Тригорский мужской монастырь в окрестностях Житомира. Искренние слова учеников, приведенные в статье, как нельзя лучше характеризуют их учителя: они любили его. Ведь учитель – это не только тот, кто преподает некие предметы, но и тот, кто теплом своей души способен пробудить в учениках стремление к хорошему, светлому и доброму.

Страницы