23 Авг 2016


Епископ Ириней (Орда)


Ириней (Орда), епископ Орловский и Севский, духовный писатель, исследователь Священного Писания, проповедник.
В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице.
Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал:
«Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, – все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, – приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“».
Обучался в Полтавской духовной семинарии.
В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.
26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.
25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.
С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.
4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.
С 12 июля 1890 года - епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии.
С 19 декабря 1892 года - епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.
С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский. При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал «усовершенствовать по Киевским образцам» богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме.
С 2 ноября 1896 года - епископ Подольский и Брацлавский [1].
С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.
С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.
С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский. За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен – чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.
Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.
В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.
В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря.
Оценка деятельности
Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.
Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей». В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.
Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению.

Страницы