27 Сен 2017


ЧУЖАЯ РОДНЯ



Беседа с психологом Г.В. Козловской о приемных детях



Татьяна Шишова


В последние годы в России заметно возросло число людей, усыновляющих или берущих под опеку сирот. В связи с этим проблемы воспитания приемных детей становятся для многих наших сограждан уже не далекой абстракцией или предметом сугубо профессионального изучения, а вопросом, максимально приближенным к их повседневной жизни. Если уж со своими детьми сейчас не так-то легко управиться, то что говорить о чужих, да еще с нелегкой судьбой, а зачастую и с отягченной наследственностью. Тут особенно важна помощь специалистов, причем не новоиспеченных, подготовленных по западным методикам и нередко связанных с сектами, а высококвалифицированных детских психиатров и клинических психологов. Доктор медицинских наук, профессор Галина Вячеславовна Козловская и ее сотрудники на протяжении нескольких десятков лет занимаются изучением особенностей детей-сирот и оказывают им эффективную помощь. Поэтому я обратилась к Галине Вячеславовне с просьбой об интервью.
– Проблема сиротства существует, наверное, столько же тысячелетий, сколько существует человечество, и всегда воспринималась и воспринимается как большое несчастье. Всем нормальным людям, естественно, хочется утешить сироту, хочется, чтобы такой ребенок получил хоть какое-то вознаграждение за свою несчастную жизнь. Причем это не просто несчастье, не просто обездоленность. Утрата родителей – настоящая трагедия. Сиротство связано с фактически непреодолимой жизненной ситуацией. Как бы ни были хороши приемные родители, они не могут заменить ребенку родных. Это надо отчетливо понимать. Если уж дерево, привезенное из одних климатических условий в другие и пересаженное в иную, пусть даже более плодородную почву, развивается не так гармонично, как в родной земле, что говорить о человеке?! Только очень невнимательные и нечуткие люди не видят в данном отношении проблем. Сирота, даже попав в прекрасные условия, где его опекают, любят, стараются порадовать, всё равно имеет незаживающую рану, и она остается в его сознании и подсознании навсегда. Есть много литературы, в том числе научной, в которой отмечается, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют ряд характерных, сходных между собой отклонений в развитии.
– Что имеется в виду?

– Это всегда – я хочу особо подчеркнуть: ВСЕГДА! – дисгармоничное развитие личности. Что вполне понятно, ибо исходная ситуация глубоко травматична, лишена самого необходимого фактора для развития гармоничной личности – теснейшей связи кровного родства, которая устанавливается между младенцем и его родителями. Так называемая детско-родительская система или система «мать – дитя» разрушается. А если речь идет о детях-отказниках, оставленных матерями в роддоме, то такая система и не успевает создаться. Искусственно ее создать можно, но это будет эрзац. Замечательный чешский ученый Зденек Матейчек написал целую монографию, в которой привел обширнейший литературный обзор о судьбе сирот. В частности, там приводится притча. Один из древних властителей мира решил узнать праязык. Для этого он выбрал здоровых младенцев, приставил к ним нянек, создал идеальные условия, но велел ухаживающему персоналу ни в коем случае не разговаривать даже друг с другом.

– Для чего?

– Он рассчитывал, что тогда дети заговорят на каком-то своем языке, который и окажется языком общения наших далеких предков. Однако ничего подобного не произошло. Дети ни на каком языке не заговорили. Они все умерли, не выйдя из младенческого возраста. Оказывается, без общения с людьми – в первую очередь, с матерью, без эмоциональной стимуляции в виде ласковых слов и междометий, прибауток, потешек, улыбок и тому подобных проявлений эмоционального контакта, по которым дети понимают, что они любимы, ребенок не может развиваться. У него пропадает желание жить, и он умирает. Тем же автором в соавторстве с Йозефом Лангмейером собран огромный фактический материал. Они обследовали множество детей, лишенных материнского попечения, и подчеркивают, что все эти дети имеют изменения в своей психической организации, которые остаются на всю жизнь. Мы в своей лаборатории тоже провели такое обследование. Наша коллега Марина Овсеевна Проселкова на протяжении многих лет ведет наблюдение за детьми-сиротами, воспитывающимися в домах ребенка, то есть находящимися без внимания матери с первых дней своей жизни. Среди них есть истинные сироты, родители которых погибли, и есть отказники. Надо сказать, что и в позднее советское время, и сейчас для сирот стараются создавать хорошие условия. В тех детских домах, где ведут наблюдения наши коллеги, детей хорошо кормят, одевают, снабжают игрушками, даже стараются выделить для каждого какое-то личное пространство, которое он может оформить по своему вкусу. Но, тем не менее, факт остается фактом: все эти дети развивались не просто с особенностями, а с отклонениями.

– С какими именно?

Страницы