02 Сен 2017


Четыре Посланія Рускаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора.


Пасхальное привѣтствіе
Предсѣдателя Архіерейскаго Сνнода
Руской Православной Церкви заграницей
Высокопреосвященнаго Митрополита Антонія
къ православной руской паствѣ въ преселеніи.
ХРIСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
Па́сха всечестна́я намъ возсія́! Пасха – ра́достью другъ дру́га обы́мемъ! О, Па́сха! избавле́ніе ско́рби!
Да, братіе, то, что совершилось 1891 годъ тому назадъ въ далекой Палестинѣ, въ предмѣ́стьи Іерусалима, и поны́нѣ на всякій годъ избавляетъ насъ отъ скорби; избавляетъ отъ нея́ не только людей благоду́шествующихъ

беззаботныхъ, но также и скорбя́щихъ душою, убогихъ, боля́щихъ и бѣдныхъ. Посмотрите на ли́ца молящихся въ сельской руской церкви во время Свѣтлой Зау́трени: забыты болѣзни, печаль и воздыха́ніе! на многихъ лицахъ, правда, свѣтятся слезы, но слезы радости. Исполняется слово поученія Златоу́стова: «никто́ же да рыда́етъ убо́жества: всѣмъ бо намъ яви́ся о́бщее Ца́рство». Дѣйствительно, что значатъ наши временныя скорби и страданія, когда предъ нами открытъ Рай Воскресшимъ Хрiстомъ? что значить даже вре́менная потеря нашего Отечества, когда Хрiстосъ, возста́вшій изъ Гроба, именуетъ людей, примире́нныхъ съ Богомъ, Своими братьями и изрека́етъ Маріи Магдалинѣ такое умилительное повелѣніе: иди́ же ко бра́тіи Мое́й и рцы имъ: восхожду́ ко Отцу́ Моему́ и Отцу́ ва́шему и къ Бо́гу Моему́ и къ Бо́гу ва́шему (Іоан. 20:17), и еще́ раньше сказалъ Онъ ученикамъ Своимъ: па́ки пріиду́ и поиму́ вы къ Себѣ́, да идѣ́же есмь Азъ и вы бу́дете (Іоан. 14:3). И будемъ тамъ съ Нимъ всѣ вѣрующіе и ка́ющіеся не годъ, не два, а цѣлую Вѣчность, въ сравненіи съ которой эти го́ды скорби и изгнанія такъ-же кра́тки и ничтожны, какъ казались они Апостоламъ и Мученикамъ.
Пусть такъ, скажутъ нѣкоторые, но Россія! наша бѣдная Россія! какъ мы забудемъ ее? какъ утѣ́шимся при мысли объ ея́ разореніи? – Возлюбленные! вѣдь ученики Хрiстовы также впродолженіи всей своей юности оплакивали порабоще́ніе язы́чниками своей Свяще́нной Родины, и хотя увѣ́ровали въ Хрiстово Воскресеніе (правда, не сразу), но все-же, какъ бы уже получи́въ себѣ въ достоя́ніе самое́ Небо, продолжали однако тужи́ть о порабоще́ніи своей земно́й Отчизны, и вотъ утѣшенные уже четве́ртымъ явленіемъ Воскресшаго Хрiста, слы́шавъ исповѣ́даніе Его Ѳомо́ю какъ Бога, они, даже за нѣ́сколько мгновеній до Его Вознесенія на Небо, уже получи́въ отъ Него повелѣ́ніе: отъ Іерусали́ма не отлуча́йтесь, но жди́те обѣтова́нія О́тча, е́же слы́шасте отъ Мене́, – даже въ эти сверхъ-естественныя минуты, не могли отрѣши́ться отъ тѣхъ мыслей, которымъ пре́дано было ихъ сердце, и соше́дшись, вопроша́ху Его́, глаго́люще: Го́споди, а́ще въ лѣ́то сіе́ устроя́еши Ца́рствіе Изра́илево? (Дѣян. 1:4-6).
Но тутъ явилось великое видѣ́ніе, восто́ргнувшее сердца́ ихъ въ другой лучшій Міръ, предъ которымъ померкъ тотъ блескъ, ко́имъ они въ своихъ надеждахъ окружали Дави́дово Царство, и́бо, зря́щимъ имъ, (Іисусъ) взя́тся и о́блакъ подъя́тъ Его́ отъ о́чію ихъ. И егда́ взира́юще бя́ху на не́бо, иду́щу Ему́, и се му́жа два ста́ста предъ ни́ми въ оде́жди бѣ́лѣ и реко́ста: му́жіе галлиле́йстіи, что стоите́, зря́ще на не́бо? Се́й Іису́съ, Вознесы́йся отъ васъ на Не́бо, та́кожде пріи́детъ, и́мже о́бразомъ ви́дѣсте Его́ иду́ща на Не́бо (9-11).
Вмѣстѣ съ тѣломъ Господнимъ, возне́сшимся на Небо, вознесли́сь туда и сердца́ Апостоловъ, хотя тѣла́ ихъ и остались на землѣ, чтобъ снова подвергаться труда́мъ, скорбя́мъ и муче́ніямъ. Но никто уже не могъ отнять у нихъ той радости, съ которою они возвратились въ Іерусалимъ (ст. 12), и они убѣжде́нно писали хрiстіанамъ: при́сно ра́дуйтеся, наипа́че же ра́дуйтесь въ ско́рбяхъ (Фил. 4:4; 1 Сол. 5:16; Іак. 1:2; Рим. 5:3), и́бо ду́маю, пишетъ Ап. Паνелъ, что ны́нѣшнія времена́ страда́нія ничего́ не стóятъ въ сравне́ніи съ то́ю сла́вою, кото́рая ожида́етъ насъ (Рим. 8:18). Эта-то слава Хрiстова непосре́дственно чу́вствуется вѣ́рующими въ день Его блаже́ннаго Воскресенія, какъ даръ посыла́емый моля́щимся. – Апостолы въ полнотѣ́ позна́ли славу Божію, уви́дѣвъ Учителя своего восходя́щимъ на Небо, а мы все это знаемъ такъ же ясно, – читая или слушая Еνангеліе и пасха́льныя пѣснопѣ́нія. – Царства евре́йскаго Господь тогда не возстанови́лъ вопреки́ ихъ ожиданію: не должны́ и мы омрача́ть радости Его Воскресенія тѣмъ, что еще не возстано́влено Царство Россійское.
Однако, Апостолы вмѣсто отве́рженнаго еврейскаго Царства устраивали на землѣ Вѣчное и Всенародное Царство Хрiстово, а мы, вѣрующіе и моля́щіеся рускіе люди, будемъ тоже возстанавливать Царство Хрiстово, но не вмѣ́сто Царства Россійскаго, а вмѣ́стѣ съ Царствомъ Россійскимъ, Царствомъ Хрiстіанскимъ, и́здревле Хрiстовымъ, каковы́мъ и поны́нѣ остается руская жизнь, хотя́ и порабоще́нная временно Его врагами.
Но, чтобы имѣть право упова́ть на такое благодѣя́ніе нашего Господа, мы должны прежде всего жела́ть и молиться объ умноженіи Вѣры и любви къ Нему и въ насъ сами́хъ и въ нашихъ соотечественникахъ, пребывающихъ среди́ житейскихъ скорбе́й на нашей Родинѣ и внѣ ея́. Ищи́те пре́жде Ца́рствія Бо́жія и пра́вды его́ и про́чая приложа́тся вамъ. Будемъ полага́ть свою радость во Хрiстѣ, и Онъ тогда откроетъ намъ Свою радость и на Родинѣ нашей.
Православные рускіе воины! Къ вамъ мое заключительное обращеніе. Вы воины Хрiстовы въ настоящемъ смыслѣ сего́ слова, и́бо вы страдаете за Вѣру въ Него, за пре́данность Его Истинѣ. – Потерпите еще немного. Вы теперь сильнѣ́е, чѣмъ прежде. Когда вамъ раздаду́тъ желѣзное оружіе, у васъ уже будетъ въ душѣ оружіе духовное – терпѣніе, смиренному́дріе и упова́ніе на Хрiста, чему́ вы хорошо научились въ странѣ изгнанія. Вы и раньше любили свою Родину и свою Православную Вѣру; а теперь любите ихъ больше; теперь вы вполнѣ достойны быть тамъ встрѣчены и радостью и благодарностью соотечественниковъ. Теперь вы скажете смѣло своимъ роднымъ: мы претерпѣ́ли изгнаніе, угнетеніе, униженія и нужду́, но Вѣрѣ и Россіи не измѣнили. – Итакъ, если мы всѣ рускіе православные эмигранты можемъ и должны, забывъ свое горе, безмяте́жно радоваться во дни Воскресенія Хрiстова, то это пра́во и обязанность вдвойнѣ относится къ вамъ, возлюбленные православные воины, и́бо къ вамъ по всей справедливости можно отнести слѣдуюшія слова Ап. Паνла: мно́гія стра́сти претерпѣ́сте страда́ній, и разграбле́ніе имѣ́ній ва́шихъ съ ра́достью прія́сте, вѣ́дяще имѣ́ти себѣ́ имѣ́ніе, на Небесѣ́хъ пребыва́ющее и лу́чшее. Не отлага́йте дерзнове́нія ва́шего, е́же има́ть мздовоздая́ніе вели́ко; терпѣ́нія бо и́мате потре́бу, да во́лю Бо́жію сотво́рше, пріи́мете обѣтова́ніе. Еще́ бо ма́ло ели́ко ели́ко, Гряды́й пріи́детъ и не закосни́тъ, а пра́ведный отъ Вѣ́ры живъ бу́детъ (Евр. 10:34-37). Митрополитъ Антоній.
Источникъ: Пасхальное привѣтствіе Предсѣдателя Архіерейскаго Сνнода Руской Православной Церкви заграницей Высокопреосвяще́ннаго Митрополита Антонія къ православной руской паствѣ въ преселе́ніи. – Но́ви Сад: Руская Тνпографія С. Фило́нова, Но́ви Сад, ул. Jована Суботића, 23. (Югославія), 1922. – С. 1-2.

Посланіе Рускаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора ко всѣмъ
православнымъ рускимъ бѣженцамъ заграницей.
На рѣка́хъ Вавνло́нскихъ та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ внегда́ помяну́ти намъ Сіо́на.
Глубокая скорбь о лишеніи насъ своего Отечества и еще болѣе о томъ, что Отечество наше попало подъ власть безбожниковъ, евреевъ и китайцевъ, ужасаетъ ваши души, а раззореніе, постигшее васъ, гнетущая забота о томъ чтобы заработать себѣ кусокъ, хотя-бы черстваго, хлѣба и прикрыть свое тѣло, хотя-бы ру́бищемъ, терзаетъ ваши души. Горе, соединенное съ покаяніемъ, спасительно, но горе, исполненное унынія, гибельно. Правда, большинство нашихъ бѣжецевъ, и молодыхъ и престарѣлыхъ, многому научилось чрезъ свои страданія, но и на нихъ продолжительность испытанія, насъ постигшаго, можетъ нагнать духъ безысходной тоски и даже, отъ чего сохрани Господь, ропота. Въ предохраненіе отъ такого грѣха Рускій Всезаграничный Церковный Соборъ, собравшійся въ г. Сре́мски Ка́рловци въ день Св. Архистратига Михаила и Безплотныхъ Силъ, до́лгомъ своимъ почита́етъ обратиться къ вамъ, рускіе бѣженцы, со сло́вомъ утѣшенія... Первымъ утѣшеніемъ нашимъ, конечно, является мысль о томъ, что мы не забыты Богомъ, но нака́зываемы Богомъ за то, что забыли Его и Его Заповѣди. Однако наказаніе Божіе есть не иное что, какъ явленіе Божественной любви; такъ и пишетъ Апостолъ Паνелъ: его́ же лю́битъ Госпо́дь, наказу́етъ, біе́тъ же вся́каго сы́на его́же пріе́млетъ. Впрочемъ не о грѣхахъ и заблужденіяхъ рускаго общества будемъ писать вамъ, а о томъ добромъ, что открылось въ жизни рускихъ бѣженцевъ заграницей. До́браго обнаружилось въ ихъ жизни очень много, больше, чѣмъ можно было ожидать. И первое доброе это то, что вспомнили Бога, а одни научились Ему молиться, не зна́вшіе раньше силы молитвъ, а другіе, моли́вшіеся въ юности, но отвыкшіе отъ молитвы подъ напоромъ грѣховныхъ страсте́й и подъ вліяніемъ ложныхъ ученій, вновь возвратились къ подвигу молитвы. Многіе въ эти грустные мѣсяцы и годы нашей жизни обратились къ чтенію Свяще́ннаго Писа́нія, чего прежде никогда не дѣлали, а нѣ́которые стали углубляться въ изученіе научныхъ книгъ, богословскихъ и философскихъ, пожела́въ разу́мно и сознательно руководиться соотвѣтствующими убѣжденіями, тогда какъ прежніе свои взгляды на вещи они хранили просто по привычкѣ, а привычки усваивали по причинамъ совершено случайнымъ. Многіе модные предразсудки, модныя заблужденія въ родѣ теософіи, спиритизма и всякихъ лжелибера́льныхъ бре́дней, въ которыя прежде вѣрили съ постоянствомъ, достойнымъ лучшаго примѣненія, они теперь совершенно оставили и не только отказались отъ шабло́нныхъ фразъ, замѣнявшихъ имъ Хрiстіанскій Катихи́зисъ, но съ благородною откровенностью признаю́тся, какъ они были неразумны въ своихъ пре́жнихъ самоувѣ́ренныхъ теоріяхъ, точнѣе – предразсудкахъ. Далѣе, хотя́ не по доброй волѣ, а подъ давленіемъ нужды́, но сколько благородныхъ и когда-то изнѣ́женныхъ женщинъ, юношей, и даже стариковъ при́нялись за исполненіе черныхъ работъ, и въ своихъ маленькихъ домовы́хъ хозяйствахъ, и въ качествѣ наемныхъ поде́нщиковъ, обнаруживая завидную выносливость, трудолюбіе и мудрое смиреніе души. Когда видишь уважаемую мать семейства съ графскимъ или генеральскимъ титуломъ, собственноручно мо́ющую бѣлье, или гвардейскаго офицера, прожива́вшаго прежде по 10.000 въ годъ, а нынѣ тача́ющаго * сапоги или грузя́щаго уголь на суда́хъ; когда затѣмъ убѣждаемся въ ихъ благоду́шномъ настроеніи и безропотной покорности вы́павшимъ на ихъ долю лишеніямъ вмѣсто заслуженныхъ военными подвигами по́честей и славы: тогда убѣждаешься, что нашъ Народъ, не только въ лицѣ своего крестья́нства, но и въ составѣ своего просвѣщеннаго общества, имѣетъ славную бу́дущность, и́бо обнаруживаетъ глубокую душу и хрiстіанское терпѣніе, и большу́ю живучесть, и мощную примѣнительность къ перемѣнамъ измѣнчивой судьбы.
Не будемъ закрывать глазъ и на тѣневую сто́рону дѣла, на то, что поддава́ясь голоду и угнетенные нуждо́ю, многіе рускіе люди въ своемъ изгнаніи потеряли понятіе о честности и супружеской вѣрности и мужчины продаютъ свою совѣсть, а женщины свою честь. Эти печальныя явленія среди милліо́ннаго числа бѣженцевъ къ сожалѣнію неизбѣжны, но не по имъ, а по тѣмъ отраднымъ явленіямъ до́лжно судить о тепершнемъ настроеніи рускихъ бѣженцевъ и гадать о будущей участи рускаго общества; паденія естествены во всякомъ обществѣ, пове́ргнутомъ въ нищету и скита́льчество, а тотъ нравственный подъемъ, который мы видимъ въ другой, и болѣе значительной, его части, свойственъ только Народу съ буду́щностью, Народу или обществу, которое въ своей душѣ́ гораздо лучше чѣмъ въ своей обычной явля́емости, чѣмъ о немъ думали поверхностные наблюдатели. – Теперь именно выяснилось, что наши интеллигентные и благородные бѣженцы имѣли хрiстіанскую душу подъ свѣтскою и нецерковною внѣшностью, что они таили въ глубинѣ своихъ душъ, можетъ быть сами того не сознавая, высокія еνа́нгельскія правила смиренному́дрія, покорности Промыслу Божію и готовности страданіями искупить свои прежніе грѣхи. О, если бы они надолго сохранили благіе плоды́ той тяжелой школы, которую они прошли въ своемъ изгнаніи. О, если бы они, возвратившись въ Россію и вновь окруженные довольствомъ, даже богатствомъ, а также властью и возможностью вліянія, не утратили этихъ сокровищъ духа, которые пріобрѣли своими страданіями. Сколько добра они тогда внесли бы въ жизнь возрожденія Россіи, сколько любви они ока́зывали бы меньшей бра́тіи, какъ чутко стали бы относиться къ чужимъ страданіямъ и какъ сгладили бы остроту́ взаимоотношеній классовъ общества во исполненіе словъ Хрiстовыхъ: бо́льшій въ васъ да бу́детъ всѣмъ слуга́. Всѣ, начиная отъ Рускаго Царя, безъ котораго конечно не можетъ быть и рѣчи о возрожденіи Россіи, и кончая послѣднимъ гражданиномъ, который хоть одного изъ ближнихъ своихъ превосходитъ достаткомъ или талантомъ, обратятъ тогда свое сердце къ слабѣ́йшимъ себя и не дадутъ мѣста взору зависти сильнѣ́йшимъ, той діа́вольской зависти, чрезъ которую впервыя вошла смерть въ безпорочный міръ Божій, какъ свидѣтельствуетъ Писаніе (Прем. 2:24) и которая по свидѣтельству Еνангелія возвела на Крестъ Господа Іисуса Хрiста (Марк. 10:15).
Мы не напрасно упомяну́ли о Царѣ, и́бо такой духъ взаимной усту́пчивости, а не борьбы за свой собственный успѣхъ въ ущербъ ближнему, борьбы классовой, племенно́й и профессіона́льной, духъ нравственнаго стро́я общенародной жизни, возможенъ только при Монархическомъ Хрiстіанскомъ укладѣ, когда во главѣ государственной жизни стоитъ личная совѣсть человѣка, совѣсть, торжественно исповѣ́давшая свою покорность Еνангелію и Церкви слова́ми Сνмвола Православной Вѣры, – совѣсть, а не компа́нія на время и́збранныхъ лицъ, бо́рющихся другъ съ другомъ за преобладаніе.
Рускіе люди! Да не будетъ для васъ безплоднымъ великое посѣщеніе Божіе, та великая наука, которой научиться возможно было только тя́жкими страданіями. Возблагодаримъ за нихъ Господа, какъ Праведный Íовъ и тогда сподобимся его награды. Не въ роскоши, не въ исканіи власти, а въ послушаніи и терпѣніи будемъ искать цѣль жизни, и личной и общественной. Въ первомъ помогъ намъ Самъ Богъ Своею ка́рою, а во второмъ да поможетъ намъ общее стремленіе возсозда́ть Хрiстіанскій, т.-е. Богоучрежде́нный укладъ, теократи́ческій укладъ жизни и притомъ въ болѣе послѣдовательномъ стро́ѣ братскаго попеченія сильнѣ́йшихъ надъ слабѣйшими, чѣмъ было у насъ до злосчастной революціи. Да послу́житъ намъ наше невольное переселеніе изъ Родины тѣмъ-же, чѣмъ послужилъ древнему Израилю вавνло́нскій плѣнъ. До сего́ плѣненія іудеи хуже, чѣмъ руское общество послѣдняго полустолѣтія, забывали Бога, предава́ясь ложнымъ ученіямъ, а послѣ своего плѣна поставили главной заботою всего Народа охраненіе Истинной Вѣры и любовь къ Отечеству, и съ того времени уже никто не посмѣлъ и подумать о почитаніи идоловъ.
Наше переселе́ніе длится не 70 лѣтъ, а только 3-4 года; но и этого срока довольно, чтобы сознать свои прежнія заблужденія и возвратить свое сердце Богу, Церкви, Царю и своему народу.
Пока этого не совершится, не возвратить намъ и само́й Россіи, не возвратиться намъ въ Россію. Отъ Васъ рускіе люди, отъ вашего внутренняго возрожденія зависитъ, чтобы Господь сократилъ годы и мѣсяцы своего прощенія чтобы возвратилъ намъ радость спасенія Своего (Псал. 50:14). Уготовля́йте же себѣ путь въ нашу Благослове́нную страну́, объединяйтесь въ патріотическія группы, взаимно учитесь другъ у друга познанію Бога и своей Родины, своей прошлой исторіи и разумному стро́ю земли нашей въ будущемъ. «Возсія́й въ сердца́хъ на́шихъ, человѣколю́бче Влады́ко, Твоего́ богоразу́мія нетлѣ́нный свѣтъ».
Предсѣдатель Собора Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Посланіе Міровой Конференціи
отъ имени Рускаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора.
Среди множества народовъ, которые получили право голоса на Генуэ́зской конференціи, не будетъ только представительствовать двухсотмилліо́нный Народъ Рускій, потому что невозможно же назвать его представителями, и притомъ единственными, его же поработителей, какъ нельзя было въ средніе вѣка признать гу́нновъ представителями фра́нкскихь и германскихъ племенъ Европы, хотя среди гу́ннскихъ вождей, конечно, успѣва́ли втереться нѣсколько процентовъ предателей изъ народовъ европейскихъ какъ и среди нашихъ коммунистовъ – евреевъ, латышей и китайцевъ – втерся извѣстный процентъ рускихъ, и то преимущественно не на первыхъ роля́хъ. Впрочемъ, если бы вожди большевиковъ и не́ были инородцами и иновѣрцами, то и тогда какая же логика можетъ признать право народнаго представительства за тѣми, кто поставилъ себѣ цѣлью совершенно уничтожить народную культуру, т.-е. прежде всего то, чѣмъ народъ жилъ почти тысячу лѣтъ – его религію, чѣмъ продолжаетъ жить и теперь, перенося́ жестокое гоненіе на свою родную Вѣру, бу́дучи лишенъ са́мыхъ свяще́нныхъ для него Московскихъ Кремлевскихъ храмовъ и всѣхъ почти рускихъ монастырей, бывшихъ въ его глазахъ свѣ́точами жизни, разсѣянными по лицу́ всей земли Руской? Завоеватели-большевики казнили сотнями тысячъ рускихъ людей, а теперь милліонами мо́рятъ ихъ голодомъ и холодомъ: гдѣ было слышно, чтобы интересы ове́чьяго стада представляли собою его истребители – волки? Если бы спросить еще не растерзанныхъ волка́ми овецъ, что бы онѣ желали для своего благополучія, то въ отвѣтъ послышался бы одинъ дружный вопль: уберите отъ насъ волко́въ. Такъ было бы, если бы о́вцы могли говорить; такъ оно и есть съ Рускимъ Народомъ, который до того забитъ и терроризированъ, что не можетъ подня́ть голоса и лишенъ физической возможности дать себя услышать просвѣщенной Европѣ и всему міру.
Однако, такого общаго голоса не лишена трехмилліонная руская эмиграція, которая тоже есть подлинный Народъ Рускій, вы́ступившій въ свое время съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своего Отечества на всѣхъ его окра́инахъ въ ряда́хъ Добровольческихъ А́рмій, или присоединившійся къ ихъ работѣ въ зва́ніи духовныхъ па́стырей, учителе́й, докторо́въ, сестеръ милосердія и т.д. и повлекшій за собою свои семьи. Сверхъ того, среди эмигрантовъ цѣлые полки́ и даже дивизіи доблестныхъ каза́ковъ и даже тысячи вѣрныхъ совѣсти калмыковъ-буддистовъ.
Вотъ эта-то эмиграція, въ которой воплотились и интеллектъ и активная воля Рускаго Народа, объединилась заграницей изъ трехъ, и даже четырехъ, частей свѣта на Церковномъ Соборѣ въ Сербіи въ Сре́мскихъ Ка́рловцахъ въ полномъ составѣ своихъ Іерарховъ и въ лицѣ́ вы́борныхъ представителей отъ каждой значительной колоніи въ Ноябрѣ истекшаго года.
Соборъ этотъ единогласно уполномочилъ свой президіумъ обратиться къ Міровой Конференціи съ мольбой о спасеніи того Народа, который въ продолженіи почти двухъ вѣковъ съ рыцарскимъ самоотверженіемъ бросался въ середину международныхъ дракъ на защиту угнетенныхъ, на защиту пра́ва и человѣ́чности, не ища́ ничего для себя, а выполняя свое призваніе служить всему человѣчеству. Мы не говоримъ уже о всей самоотверженной многовѣковой работѣ рускихъ, изба́вившихъ отъ рабства и религіознаго гоненія хрiстіанъ Балканскаго полуострова и славянъ Восточной Европы, а просимъ припомнить 1814-1815 годы, 1848 и 1877-1878, когда военные подвиги нашихъ Армій водворили въ Европѣ законность и миръ, а намъ не дали ничего, кромѣ потерь и страданій.
Или, можетъ бытъ, 20 вѣкъ не признаетъ ни благодарности, ни справедливости, ни выполненія союзническихъ обязательствъ, а только выгоду и борьбу за существованіе. Не хотѣлось бы этого допустить: хотѣлось бы вѣрить, что потомки рыцарей Крестовыхъ походовъ и соотечественники знаменитыхъ философовъ, филантро́повъ и миссіонеровъ не утеря́ли того духа, который поставилъ Европу во главу́ объединяемаго наукой и культурой человѣчества, и поставилъ не такимъ способомъ, какимъ большевики овладѣли Россіей, т.-е. не попра́ніемъ всѣхъ моральныхъ ограниченій злой воли, не монополизаціей смертоносныхъ орудій – пушекъ и пулеметовъ – противъ невооруженныхъ милліоновъ мирныхъ жителей, – но силой мысли, знанія и благодѣтельныхъ изобрѣтеній техники. Хотѣлось бы вѣрить, что эти́ческое начало не исключено Конференціей даже въ отношеніяхъ международныхъ.
Но, если бы нашлись среди членовъ послѣдней такіе голоса, которые бы настаивали на полномъ исключеніи изъ международныхъ отношеній всякаго нравственнаго начала, ограничивая ихъ борьбой за существованіе и за выгоды, то мы просили бы ихъ обратить вниманіе вотъ на какую сто́рону дѣла.
Согласитесь, что даже въ разсчетахъ чисто утилита́рныхъ, всякій мудрый предприниматель имѣетъ въ виду выгоду не одного только хозяйственнаго го́да, но и дальнѣйшихъ лѣтъ, иначе онъ будетъ повергнутъ въ печальныя условія жизни, а сосѣди подвергнутъ его осмѣянію.
Спрашивается, какія могутъ быть дальнѣйшія послѣдствія для Европы и другихъ странъ, если онѣ подде́ржатъ большевиковъ? Элементовъ, сродныхъ нравственному нигили́зму послѣднихъ, имѣется довольно въ каждомъ народѣ, о чемъ свидѣтельствуютъ перепо́лненныя тю́рьмы и мѣста́ ссылки. А съ паденіемъ религіи въ послѣднія 50-100 лѣтъ во всѣхъ странахъ западной культуры естественно усиливается жажда земны́хъ наслажденій, т.-е. богатства и власти, а вмѣстѣ съ ними и зависть къ тѣмъ, кто всего этого достигъ, или кому это дано по заслугамъ или по благоволенію фортуны.
Такихъ элементовъ много и среди полуинтеллигентной части европейскаго общества. Десятая Заповѣдь для нихъ не существуетъ: они уже довольно напитались противоположными идеями сознательныхъ нарушителей нравственныхъ нача́лъ общественной жизни.
Сколько энергіи государственной жизни расходуется на борьбу съ такими элементами населенія, на охраненіе отъ нихъ парламентовъ и школы, сколько общественныхъ силъ отвлекается отъ созидательной работы на внутреннюю самозащиту государства.
Теперь пусть подумаютъ вершители су́дебъ человѣчества, какое гибельное оружіе даютъ они въ ру́ки всѣхъ преступныхъ, амора́льныхъ и безрелигиіозныхъ элементовъ своего населенія, если Всемірная Конференція, замѣнившая теперь совѣтъ Королей и папы, введетъ въ свою среду́ убійцъ и цареубійцъ, предателей своего Отечества, разбросавши́хъ въ чужія руки сотни тысячъ квадратныхъ километровъ своей территоріи и десятки милліоновъ населенія, вовсе того не желавшаго и временно примирившагося со своей фиктивной свободой только для того, чтобы не быть подъ пято́й большевиковъ.
Если на Конференціи или послѣ Конференціи выяснится, что большевицкая власть въ Россіи при́знана полноправной, то въ одномъ государствѣ за другимъ начнутся большевицкіе перевороты, которые, какъ это всѣмъ извѣстно, настойчиво подготовляются итернаціоналомъ во всѣхъ народахъ. Ихъ неуспѣхъ или медлительность въ достиженіи полнаго успѣха зависитъ 1) отъ непризнанія большевиковъ всѣми правительствами, 2) отъ страшныхъ бѣдствій голода, холода и эпидемій, разразившихся надъ Россіей по причинѣ большевицкой неурядицы. Однако, рускіе палачи, веду́щіе энергичную пропаганду, настойчиво и безъ успѣха убѣждаютъ и руское, и иностранное населеніе въ томъ, что неизлечимость этихъ бѣдствій имѣетъ причиной прекращеніе дипломатическихъ сношеній съ Европой, лишающее Россію транспорта и, слѣдовательно, пріобрѣте́нія хлѣба, лекарствъ и другихъ произведеній индустріи.
Съ пріобрѣте́ніемъ большевиками иностраннаго транспорта и товаровъ, ихъ друзья разсѣютъ свои сомнѣнія и опасенія, а признаніе большевиковъ правительствами, то есть торжественное отреченіе народовъ отъ моральнаго начала и принесеніе его въ жертву началу эвдемонисти́ческому*, усыпитъ совѣсть амора́льныхъ, революціонныхъ элементовъ населенія, и́бо хотя и раньше въ международныхъ отношеніяхъ ея́ велѣніе часто пренебрегалось, но все же извѣстный минимумъ правды сохранялся, и европейская дипломатія до сего времени не рѣшалась пачкать себя общеніемъ съ торжествующими преступниками, убійцами своего вѣрнѣ́йшаго Вѣнцено́снаго союзника, съ предателями родной Арміи, съ истребителями родного Народа. Если же теперь правительства отрекутся отъ всякихъ своихъ нравственныхъ обязательствъ, то преступная часть населенія скоро возьметъ верхъ въ разныхъ государствахъ, и тогда картины рускихъ поголовныхъ избіеній цѣлыхъ городовъ, жестокихъ пытокъ, грабежей и насилій будутъ находить себѣ мѣсто и въ прочихъ государствахъ Европы и другихъ частей свѣта.
Тогда сбудется печальное предсказаніе величайшаго мірового писателя Достоевскаго, написанное имъ за 50 лѣтъ до революціи. «Хотя революція начнется въ Россіи, но здѣсь ей не долго панова́ть; ея́ подлинное гнѣздо будетъ въ Европѣ, она кончится въ Россіи и перека́тится въ Европу; правда, ея́ не ждутъ, но и въ XVIII вѣкѣ ея́ не ждали во Франціи, какъ это видно по путешествіямъ Карамзина́ и Ши́ллера, а послѣ новой революціи въ Европѣ все лопнетъ» («Дневникъ Писателя», 21, 470). Этотъ писатель мечталъ даже о томъ, что возрожденная страданіями Россія еще разъ спасетъ Европу, какъ спасала уже нѣсколько разъ. Конечно, послѣдняя мысль представляется, къ сожалѣнію, мало вѣроятной; но несомнѣнно то, что союзъ державъ съ большевиками посе́литъ въ сердца́хъ Рускаго Народа неизгладимое чувство оскорбленія и жажду мести, хотя и непохвальную, но весьма естественную, даже для руской доброй души. Уже и въ настоящее время на сердцѣ Рускаго Народа лежитъ тяжелый камень огорченія заброшеннаго друзьями, о́тданнаго на истребленіе внутреннимъ врагамъ узника.
Впрочемъ, нашъ Народъ незлопамятенъ – онъ все прощаетъ людямъ за исправленіе ихъ вины. Ему невѣ́дома вѣкова́я международная вражда.
Народы Европы! Народы Міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу Народъ Рускій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте ихъ противъ Вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ рускимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевизмъ – этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ рускихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди Васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые при́нуждены забывать все, чему учились, и быть лишенными даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и идти съ походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ. Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнуть вашей вѣрной союзницѣ – Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея́ врагомъ.
Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока неразрѣшимыя политическія и экономичечкія затрудненія, которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю жела́нный для всѣхъ люде́й миръ (Ефес. 8:13).
Предсѣдатель Высшаго Рускаго Церковнаго Управленія Заграницей Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Посланіе Россійскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора
о голодающихъ въ Россіи. Ко всѣмъ вѣрующимъ
въ Бога правительствамъ и Народамъ всего міра.
Среди многихъ воззваній и объявленій о сборѣ пожертвованій на погибающій отъ неурожая и голода Рускій Народъ, къ вамъ, Народы всего міра, обращается теперь съ тою же мольбо́й о несчастныхъ жителяхъ Россіи ея́ заграничный Церковный Соборъ, собравшійся въ Сре́мскихъ Ка́рловцахъ въ Сербіи 8-22 Ноября сего года въ составѣ 13 Епископовъ и представителей всѣхъ заграничныхъ рускихъ колоній. Соборъ сей собрало́ Высшее Руское Церковное Управленіе заграницей, временно замѣня́ющее для рускихъ эмигрантовъ верховнаго пастыря Православной Россіи Патріарха Тихона, который первый возвысилъ голосъ съ призывомъ всего міра на помощь голоднымъ.
Однако онъ лишенъ возможности почтовыхъ сноше́ній съ заграницей и потому Заграничный Церковный Соборъ вслѣдъ за своимъ Патріархомъ вторично возвышаетъ голосъ и сообщаетъ всему міру о невыносимомъ бѣдствіи, постигшемъ несчастную Россію. Двадцать пять милліоновъ рускихъ людей въ разнообразныхъ мѣ́стностяхъ ничего не получили отъ своихъ воздѣ́ланныхъ нивъ: все сожжено́ солнцемъ, и несчастные земледѣльцы, а также жители городо́въ, обезумѣвъ отъ ужаса и голода, несутся, куда глаза глядятъ въ разныя стороны, раззоряя, все по пути и десятками тысячъ умирая по дорогѣ отъ голоднаго изнеможенія и холеры.
Народы всего міра! Ваша помощь для этихъ несчастныхъ уже опоздала: они въ большинствѣ своемъ обречены на ужасную смерть, но, если не доспѣе́тъ помощь для прочихъ жителей голодающихъ мѣ́стностей, для тѣхъ, которые еще доѣдаютъ въ дома́хъ своихъ послѣднія кро́хи, то и они бросятся бѣжать на ту-же неминуемую гибель, и все современное человѣчество будетъ виновато въ этихъ ужасныхъ милліонныхъ жертвахъ.
Много различныхъ учрежденій, международныхъ и рускихъ, обращаются ко всѣмъ за помощью голодающимъ. Рускій Заграничный Соборъ не думаетъ препятствовать или соревновать имъ, но съ благодарнымъ чувствомъ желаетъ имъ всякаго успѣха. Если же и онъ протягиваетъ міру свою просящую руку для голодныхъ соотечественниковъ то вотъ почему. Голодомъ охвачены у насъ многія племена едва-ли не всѣхъ извѣ́стнѣйшихъ вѣроисповѣ́даній: Православнаго, старообрядческаго, катотическаго, армянскаго, протестантскихъ ученій, магометанскаго, буддійскаго, іудейскаго. Наша духовная организація будетъ озабо́чена тѣмъ, чтобы послѣдователи всѣхъ этихъ ученій получили ле́пту помощи потому, что мы будемъ распредѣлять ее по возможности черезъ учите́лей религіи. Затѣмъ, мы знаемъ что бо́льшая часть человѣчества скло́нна творить ми́лостыню именно, какъ дѣло Божіе, въ надеждѣ, что она будетъ подаваться и приниматься съ молитвою.
Въ нашей Бо́жіей Книгѣ – Новый Завѣтъ – написано, что когда, вскорѣ послѣ Хрiста въ Іерусалимѣ случился голодъ, то вѣрующіе другихъ странъ положи́ли, ка́ждый по доста́тку своему́, посла́ть посо́біе бра́тіямъ, живу́щимъ въ Іуде́ѣ, что и сдѣ́лали, посла́въ со́бранное пресви́терамъ чрезъ Варна́ву и Са́вла (Дѣян. 2:29 и 30). И нынѣ вѣрующіе во Хрiста среди всѣхъ Народовъ стараются творить все такъ, какъ было при Его ученикахъ, и потому они предпочли бы свою со́бранную ми́лостыню послать въ Россію чрезъ здѣ́шнихъ представителей Церкви къ та́мошнимъ пресви́терамъ.
Но многіе и изъ тѣхъ Народовъ, которые не знаютъ Хрiста и его Апостоловъ, желаютъ, чтобы милостыня ихъ шла чрезъ служителей Бога ихъ единовѣрцамъ въ Россіи или всѣмъ вообще голодающимъ не только добрымъ, но и грѣшникамъ: да бу́дете (по слову Хрiстову) сына́ми Отца́ ва́шего Небе́снаго: и́бо Онъ повелѣва́етъ со́лнцу Своему́ восходи́ть надъ злы́ми и до́брыми, и посыла́етъ дождь на пра́ведныхъ и непра́ведныхъ (Матѳ. 5:45).
Тѣмъ Народамъ и отдѣльнымъ ли́цамъ, которые желаютъ поступить по сему́ правилу, мы совѣтуемъ посылать свою денежную милостыню, а также почтовыя посылки, по адресу:
YOUGOSLAVIE, SREMSKI KARLOVCI. Patriarchie, Administration Ecclesiastique Russe (Сербія, Сре́мски Ка́рловци, Патріархія, Высшее Руское Церковное Управленіе заграницей); а снаряжа́емые вагоны и пароходы на имя Всероссійскаго Патріарха Тихона въ пограничные города́ или въ Константино́поль, Россійское Посольство, АрхіепископуАнаста́сію; или въ г.г. Ригу, Реве́ль, Гельсингфо́рсъ, мѣстному Православному Архіерею для Патріарха Тихона въ Москвѣ.
Предсѣдатель Рускаго Заграничнаго Церковнаго Собора Митрополитъ Антоній.
Источникъ: «Церковныя Вѣ́домости», издаваемыя при Вы́сшемъ Рускомъ Церковномъ Управленіи заграницей. Двухнедѣльное изданіе. № 3. – 15 (28) Апрѣля – С. 2-4; № 4. – 1 (14) Мая – С. 4-5 1922 года. – Сре́мски Ка́рловци: Тνпографія Андре́ Пе́тровичъ Чи́ка Лю́бина 12 въ Бѣ́лградѣ, 1922.
источник материала

Метки: