30 Ноя 2019


БРАЧНЫЙ СОЮЗЪ КАНДИДАТА СВЯЩЕНСТВА.


Брачный союзъ въ жизни человѣка имѣетъ важное значеніе, въ жизни же пастыря церкви значеніе его особенно важно. Эта истина едва-ли требуетъ особыхъ доказательствъ. «Епископу подобаетъ быти... единыя жены мужу»... (1 Тимоѳ. III, 2). «Епископу подобаетъ быти... свой домъ добрѣ правящу, чада имущу. въ послушаніи со всякою чистотою» (1 Тимоѳ. III, 2. 4). «Женамъ (ихъ) такожде чистымъ, не кдеветливымъ, трезвеннымъ, вѣрнымъ во всемъ» (–ст. 11). Такъ заповѣдуетъ Святый Апостолъ Павелъ въ своихъ пастырскихъ посланіяхъ. И первое наставленіе апостольское заставляетъ готовящагося къ пастырству призадуматься при выборѣ себѣ подруги жизни. Ему разрѣшается только единобрачіе. Въ случаѣ вдовства жизнь его должна сдѣлаться для него тяжелымъ крестомъ. Это – со всею ясностію свиѣтельствуетъ намъ и наша отечественная исторія, повѣствующая что бывали періоды въ церковной жизни, когда церковная власть, имѣя въ виду многіе случаи претыканія и соблазна вдовыхъ священниковъ, постановляла лишать сана всѣхъ и каждаго изъ нихъ, и каждодневный, видимый нами, опытъ. То правда, что будущее «въ руцѣ Божіей» и если кому, то будущему провозвѣстнику истинъ Откровенія прежде всего нужно самому усвоить ихъ умомъ и сердцемъ и вступать въ жизнь съ глубокою вѣрою въ Провидѣніе, безъ воли Котораго и волосъ человѣческій не падаетъ съ его головы. Однако, едва-ли было-бы удобно кандидату священства пренебрегать въ этомъ случаѣ совѣтами благоразумія и опытности, которыя всегда будутъ говорить ему, что будущему пастырю нужно избирать себѣ въ невѣсты дѣвушку, физически здоровую, происходящую отъ здоровыхъ родителей, гдѣ бы нельзя было ожидать природнаго предрасположенія къ недугамъ въ родѣ чахотки и другимъ страшнымъ болѣзнямъ.

Еще болѣе должно заставить задуматься готовящагося къ священству второе и третье наставленія Святаго Апостола по которымъ пастырь церкви долженъ устроить домъ свой и семью свою такъ, чтобы она могла быть образцомъ христіанской семьи для паствы. Это наставленіе требуетъ отъ будущаго пастыря избирать себѣ жену домовитую, которая могла-бы быть доброй хозяйкою дома, учительную и кроткую, могущую воспитывать своихъ чадъ «въ наказаніи и ученіи Господни», а главное – истинную христіанку по вѣрѣ и жизни, чтобы она могла быть соотвѣтственно своему призванію образцомъ христіанскихъ добродѣтелей для его паствы.

Гдѣ-же найти себѣ такую жену будущему пастырю?!

Вопросъ этотъ разрѣшаетъ намъ и наша исторія и современная дѣйствительность.

Въ доброе старое время кандидаты священства исключительно брали себѣ женъ изъ духовнаго званія, изъ котораго происходили и сами. Такой порядокъ вещей сложился совершенно естественно, самъ собою. Для свѣтской дѣвицы въ старину не было ничего заманчиваго въ званіи «матушки», супруги священника, вслѣдствіе неблагоустроенности матеріальнаго быта духовенства. Съ другой стороны и сама церковная власть рѣшительно ограничивала выборъ невѣсты для кандидата священства изъ чужаго сословія. Еще на школьной скамьѣ будущій пастырь долженъ былъ усвоить себѣ умомъ и сердцемъ правило, что будущая супруга его должна происходить «непремѣнно изъ духовнаго званія, ибо взятая изъ другаго званія можетъ принести съ собою вовсе чуждый духъ, или образъ мыслей и чувствованій, нравы и обычаи» (Пастырское Богословіе Антонія, § 50).

О проведеніи въ жизнь этого правила тщательно заботились и сами Архипастыри. Въ отеческой заботливости о благоустройствѣ священнослужителей, особенно сиротствующихъ семействъ ихъ, они часто оставляли вакантныя священническія мѣста за дочерями умершихъ священниковъ, пока онѣ не отыщутъ себѣ въ женихи лицъ, достойныхъ рукоположенія въ санъ пресвитерскій. Иногда въ такихъ случаяхъ приходы оставались вакантными даже и продолжительное время. И помимо такихъ случаевъ въ былое время Архипастыри прилагали всѣ свои старанія къ тому, чтобы дочери священнослужителей выходили въ замужество непремѣнно за учительныхъ кандидатовъ священства. Вотъ что предписывалъ указъ (отъ 1765 года) Кіевской Консисторіи временъ митрополитства Арсенія Могилянскаго подвѣдомственному ей духовенству: «Всѣмъ епархіи духовнымъ властямъ наблюдать, дабы отдавали въ замужье дочерей своихъ священники и діаконы, желающіе зятей имѣть на своихъ парохіальныхъ (приходскихъ) мѣстахъ такихъ, гдѣ имѣется приходскихъ дворовъ отъ 80 до 100 и выше за учительныхъ мужей Академіи Кіевской – богослововъ; а гдѣ отъ 60–80 дворовъ, по крайности, когда изъ богослововъ не сыщутся, за философовъ; а гдѣ ниже 60 дворовъ... искали бы изъ учительныхъ людей; а если-бы къ какому приходу... не могли затѣмъ пріискаться люди учительные къ дочерямъ священническимъ и діаконскимъ, по крайнему о томъ ихъ старательству, то имъ представлять о томъ доношеніями по порядку, а безъ того священникамъ и діаконамъ, равно какъ и протопопамъ и намѣстникамъ (благочиннымъ) дочерей своихъ за неучительныхъ, проповѣдывать слова Божія не могущихъ, не выдавать».

Страницы