30 Ноя 2019


Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский).


Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ московский. – В мире Андрей Степанович, родился в г. Нежине в 1708 г., сын молдаванина, переселившегося в Малороссию и служившего при малороссийском гетмане переводчиком. Его отец, в награду за верность России при измене гетмана Мазепы, получил поместье в Нежинском полку. Оставшись сиротой, он перешел на попечение своего дяди по матери, старца киево-печерской лавры Владимира Каменского, от которого и принял вторую фамилию. Образование получил в киевской академии, а затем, по тогдашнему обычаю, ездил для довершения образования заграницу и учился у иезуитов во Львове; закончил свое образование он в московской славяно-греко-латинской академии, куда поступил в 1733 г. Здесь он нашел покровительство у префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который, когда перешел в Петербург в александроневский монастырь, взял за собою в 1734 г. и Каменского. В Петербурге Каменский в 1738 г. принял монашество и был преподавателем, а потом и префектом александроневской духовной семинарии. В 1748 г. назначен архимандритом воскресенского новоиерусалимского монастыря, в 1753 г. хиротонисан во епископа переславского и дмитровского, в 1761 г. переведен на кафедру сарской и подольской (крутицкой) епархии, в том же году получил архиепископство, в 1768 г. назначен в Москву. Отличался своими хозяйственными способностями, в Новый Иерусалим был назначен для обновления запущенных зданий монастыря и в Москву – для обновления кремлевских соборов. Есть мнение, что жертвою этой своей способности он и пал, когда был умерщвлен в Москве чернью в донском монастыре во время чумы 1771 г., после того как распорядился опечатать кружку У чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, у которой молился народ в годину бедствия. Амвросий предполагал употребить собранные у иконы деньги на богоугодные дела. Народ стал кричать, что архиерей грабит казну Богородицы и поднял возмущение. По другим мнениям народ был раздражен на преосвященного за предписания духовенству соблюдать разные противозаразные меры. Есть сведение, что Амвросий намеревался укрыть и самый чудотворный образ, чтобы устранить опасное в чумное время скопление народа в одном месте. Не осталось без влияния и то, что Амвросий уничтожил в Москве существование крестцовых священников, стоявших на площади и нанимавшихся на службы, и они, эти священники, возмущали против него народ. Екатерина II отзывалась об Амвросие, как о человеке умном и заслуженном. Как знаток древних языков, Амвросий занимался переводами священных книг и святоотеческих писаний. Из его переводов изданы: «Псалтирь в новом славянском переводе», 1-е изд. в 1809 г., 2-е М. 1878 г.; «Послания св. Игнатия, епископа антиохийского», М. 1772 г.; «Св. Кирилла, епископа иерусалимского, огласительные поучения», М. 1772 г.; «Богословие или изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина, М 1765 – 1781 гг.; с латинского – «Рассуждение против атеистов и натуралистов», Гуго Гроция, М. 1765 г. Кроме того, составил «Службу св. митрополиту Димитрию Ростовскому», которая прежде была помещена и в печатных минеях, но потом оставлена. Напечатаны также два его письма, одно – о церковных имуществах в «Дне» 1865 г. Биографические сведения о нем в книге: „Жизнь преосвященного Амвросия, архиепископа московского и калужского“, М. 1813 г. (с портретом преосвященного), в „Обзоре дух. литературы“, архиеп. Филарета, в „Русск. биографич. словаре“, изд. Имн. Русск. Историч. Общества, в „Правосл. Собеседнике“ 1865 г., т. III.

С. Рункевич.
источник материала