13 Сен 2017


АРХИЕПИСКОП МИСАИЛ РЯЗАНСКИЙ: СЧАСТЬЕ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ


За свою короткую жизнь этот епископ обратил в христианство около 5 тысяч человек, боролся с пьянством духовенства и с равнодушием к вере мирян. Погиб как мученик, плача от умиления, что удостоился быть убитым за Христа.

Несвятая Святая Русь
Идеализировать любое время – занятие неблагодарное. И Святая Русь не всегда и не везде была святой. Но даже в самые темные времена, когда кругом разруха, священники спиваются, а народ не причащается десятилетиями, появляются свои праведники. Яркий пример этому – жизнь священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, который стал мучеником за веру во время, когда Православие было государственной религией – в XVII веке.
Священномученик Мисаил родился в начале этого непростого столетия (по некоторым источникам, в 1617 году). Русь истекала кровью после Смуты и серии войн. Польская интервенция 1612 года, осада поляками и запорожцами Москвы в 1618 году, война со шведами… Разоренные города, эпидемии, разрушенное хозяйство и неизвестность: что ждет впереди?..

Место рождения будущего священномученика – село Грузино Новгородской области. В юном возрасте он выбрал иноческий путь, стал послушником в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре. Эта обитель не понаслышке была знакома с творившимся вокруг злом: именно здесь нашли приют бежавшие братия Коневского монастыря на Ладожском озере после того, как шведы захватили остров, на котором располагалась обитель. Те же шведы, которым новгородцы добровольно сдали свой город в Смутное время, сняли и увезли в Швецию колокола Деревяницкого монастыря. Уже в наше время их нашли на дне Финского залива.
Большая часть жизни Мисаила прошла в стенах обители. Он оказался очень ревностным монахом и через некоторое время был рукоположен во иеромонаха и стал ризничим архиерейского дома. Мисаил обратил на себя внимание будущего патриарха Никона. Никон рекомендовал добродетельного иеромонаха как преемника почившего в 1651 году Рязанского архиепископа. В апреле этого года в присутствии царя Алексея Михайловича скромный монах был пострижен в архиерейский сан и направлен на Рязанскую кафедру.

Владыка ознакомился с нравами своей паствы и духовенства… и радости не испытал
Прибыв в Переяславль Рязанский, владыка ознакомился с нравами своей паствы и духовенства… и радости не испытал. Вместо веры – околоязыческие суеверия, вместо ревности священнослужителей – пьянство. И новый архиепископ принялся вразумлять – мирян, духовенство, монахов.

Вот что он писал игуменам:

«Да вы б, игумены, у себя в монастырях на погребех и на ледниках и в кельях вина, и пива, и медов хмельных, и браг пьяных не держали и в вотчинах бы своих монастырских заказ крепкий учинили, чтобы крестьяне к праздникам вина не курили, пив и браг не варили и медов хмельных не ставили. А будет в которых монастырях сыщется хмельное питье, и мы указали на тех править пеню по государеву указу и грамоте».

Вот указ священникам и диаконам:

«А вы б, соборные и иные священники и дьяконы, потому ж хмельного питья в домех своих не держали и по кабакам не ходили б и в иных местах нигде не пили. А в церквах бы Божиих везде у вас во вся дни без всякого церковного пения не было, и детей бы своих духовных учили страху Божию и на кабак им ходить не велели и всякого хмельного питья держать заказали. А будет учнут попы нас ослушатися и запиваться и церкви Божии будут у них без пения, и вы б, игумены, тех пьяных попов и дьяконов и церковных дьячков велели имать и сажать в смиренье».

Мирянам ревностный пастырь объявлял следующее:

«Да ведомо нам учинилось, что в Шацком и в Кадоме и в уездах православные христиане с своими женами и детьми лет по тридцати и по сороку и по пятьдесят и больше посты не постятся и у священников не поновляются и не причащаются. И вам бы, священникам, в своих приходах учинить о том заказ крепкий. И кто будет недостоин к причастию, и вам бы велети говети им в иные посты. А которые будут православные христиане ослушаться, и мы учнем писать про них государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руссии».

Архипастырь велел ставить в диаконы мужчин не моложе 25 лет, в священники – с 30 лет.

«А люди были б добрые и благочинные и искусны и грамоте учены, а не здорщики, и не косторы, и не бражники, и не ярыжники. А молодых ставленников и воров и бражников к нам не присылать».

Предостерегал от азартных игр, пьянства и бесчинных развлечений – под угрозой не пускать в церковь и отказать в похоронах в церковной ограде:

«Чтоб они впредь безо всякие вражия мечты в праздники качелей и релей не ставили и всякие игры оставили и смуты не делали. Да которые посадские и уездные люди будут откупати кабаки в Шацком и Кадоме для своей бездельной корысти, и того бы они не делали, и вам бы про то сказывати. И жили б в наших городах посадские люди и все православные христиане благочинно по заповеди отцов своих духовных и приходили б ко святым церквам Божиим по вся дни. А будет которые учнут кабаки откупати и игры чинити, и мы таких не велим в церковь Божию пущать и приносу принимать, а в домы их со всякою святынею входить, а которые отыдут сего света, и мы таких не велим у святых Божиих церквей хоронити».

Он попрекал церковнослужителей в том, что они носят «зипуны с ожерельями», когда должны одеваться скромно
Попрекал церковнослужителей в том, что позволяют себе богатые одежды, «зипуны с ожерельями», когда должны одеваться скромно, «носили б однорядочки или сермяжки черные или серые».

Строгость и милосердие

Страницы