11 Авг 2019


Архіепископъ Аверкій (Таушев) – Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.


«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго,

за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,

и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой Покровъ прибѣгающимъ...»

(Изъ тропаря Казанской Божіей Матери.)

О, какъ мало осталось нынѣ православныхъ русскихъ людей, которые знаютъ сколь безчисленныя благодѣянія излила Пречистая Матерь Божія на Россію въ теченіе Ея тысячелѣтней исторіи! И въ частности — всѣ ли теперь чествуютъ, какъ должно, одну изъ величайшихъ святынь Русской Земли — чудотворную икону Казанской Божіей Матери, явленіе которой празднуется 8 іюля по ст. ст., а осенью 22 октября ст. ст. вновь чествуется эта великая наша національная святыня въ связи съ поистинѣ чудеснымъ спасеніемъ Россійскаго государства отъ ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели въ 1612 году, по усерднымъ молитвамъ вѣрующихъ русскихъ людей передъ этой нашей святыней, сопровождавшей ополченіе князя Пожарскаго, въ эпоху такъ называемаго Смутнаго Времени?

Въ 1654 году архидіаконъ Антіохійской Церкви Павелъ Алеппскій, который велъ путевыя записки, во время путешествія по Россіи съ своимъ патріархомъ Макаріемъ, писалъ буквально такъ: «Въ этой странѣ нѣтъ ни одной большой церкви, гдѣ не было бы ч у д о т в о р н о й иконы Богоматери; мы видѣли своими собственными очами какъ эти святыя иконы, такъ и чудеса, совершавшіяся отъ нихъ».

Чрезъ эти многочисленныя чудотворныя иконы Пречистая Матерь Божія и являла видимымъ образомъ всѣмъ русскимъ людямъ Свое невидимое присутствіе на Русской Землѣ и Свой Покровъ надъ нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домомъ Пресвятыя Богородицы».

Уже на самой зарѣ русской исторіи Пречистая Матерь Божія чудесно послала Свою икону въ храмъ новооснованной Кіево-Печерской обители, какъ бы въ благословеніе новопросвѣщенному отечеству нашему. Многія другія чудесныя событія, связанныя съ покровительствомъ Божіей Матери, записаны въ лѣтописяхъ, увѣковѣчены построеніемъ храмовъ и обителей въ честь Ея и учрежденіемъ памятныхъ крестныхъ ходовъ.

На протяженіи всей нашей исторіи извѣстно множество случаевъ очевиднаго заступленія Пресвятой Богородицы и Ея явленій русскимъ людямъ самого разнообразнаго положенія — князьямъ, святителямъ, воинамъ, инокамъ, пастухамъ, нищимъ. Обо всемъ этомъ можно было бы написать цѣлую книгу. Упомянемъ здѣсь только о самомъ замѣчательномъ.

Въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ первою въ иконостасѣ, слѣва отъ царскихъ вратъ, стояла прежде великая завѣтная святыня Русской Земли — чудотворная икона Божіей Матери Владимірская. По церковному преданію написана она была св. евангелистомъ Лукою на доскѣ того стола, на которомъ въ дѣтствѣ Христа-Спасителя трапезовало Святое Семейство. Когда св. евангелистъ Лука показалъ Богоматери свою работу, Она произнесла слова, сказанныя Ею нѣкогда при посѣщеніи св. праведной Елисаветы послѣ Благовѣщенія: «Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди», и добавила: «Благодать Рождшагося отъ Меня и Моя съ сею иконою да будетъ».

Эта икона до 450 года находилась въ Іерусалимѣ, послѣ чего при императорѣ Ѳеодосіи Младшемъ была перенесена въ Константинополь. А въ началѣ XII-го вѣка константинопальскій патріархъ Лука Хрисовергъ послалъ ее въ Кіевъ, въ даръ великому князю Юрію Владиміровичу Долгорукому. Тамъ она была поставлена въ окрестностяхъ Кіева у берега Днѣпра въ великокняжескомъ селѣ Вышгородѣ, которое принадлежало раньше св. княгинѣ Ольгѣ.

Такъ, въ лицѣ этой древнѣйшей святыни сама Пречистая Матерь Божія благословила начало русской православной государственности. Но это еще не все. Черезъ эту же Свою святую икону Пресвятая Богродица указала и мѣсто, куда надлежало передвинуться центру этой русской государственности — съ юго-запада на сѣверо-востокъ, въ виду многихъ опасностей, угрожавшихъ первоначальной столицѣ Руси Кіеву.

Однажды духовенство, войдя въ храмъ, увидѣло, что св. икона стоитъ посреди храма на воздухѣ. Они поставили ее на прежнее мѣсто, но икона сошла, съ этого мѣста и опять стала на воздухѣ. Князь Андрей, сынъ Юрія, бывшій горячимъ почитателемъ Богматери, заключилъ изъ этого чуда, что по волѣ Ея св. икона должна быть перенесена въ какое-то другое мѣсто. Самъ онъ замышлялъ переѣхать на сѣверо-востокъ въ Суздальскую землю. Помолившись усердно предъ иконой Богоматери, онъ взялъ ее съ собой и выѣхалъ изъ Выщгорода. По дорогѣ онъ постоянно служилъ передъ нею молебны и видѣлъ отъ нея много чудесъ. Въ г. Владимірѣ жители съ великой радостью встрѣтили князя, везшаго такую святыню. Когда же онъ хотѣлъ ѣхать съ иконой дальше, лошади остановились и не хотѣли идти дальше, несмотря ни на какія понуканія и побои. Послѣ горячей молитвы кн. Андрея предъ иконой, Богоматерь открыла ему Свою волю на то, чтобы св. икона оставалась во Владимірѣ.

Тогда кн. Андрей въ спѣшномъ порядкѣ распорядился, чтобы во Владимірѣ былъ построенъ для нея соборъ. Уже черезъ 2 года, въ 1160 году этотъ великолѣпно-украшенный соборъ былъ сооруженъ и освященъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы. Въ немъ и была поставлена съ возложенной на нее великолѣпной драгоцѣнной ризой эта св. икона, которая съ тѣхъ поръ и стала называться Владимірской. Много чудесъ видѣли владимірцы отъ своей великой святыни. Кн. Андрей бралъ ее въ походы на враговъ и передъ сраженіемъ горячо молился, призывая помощь Богоматери.

Страницы