14 Янв 2014

Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.


Иеросхимонах Антоний (Булатович)

«Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может. Но наша христианская должность требует того, чтобы мы как сами в себе славили оное, так пресекали тое, чем оно хулится, и хулящим заграждали уста, сколько можем»
(Св. Тихон Задонский) [8].


«С раскольники, и еретики, и ариане никого общения вам буди»
(Св. Антоний Великий) [9].

I. Общий взгляд на ересь имеборствующих


Древнее почитание Имени Божия.
Современное имеборчество.
Анафемы, коим подлежат имеборствующие.
Что есть энергия Божия?
Св. Писание отождествляет веру в Господа Иисуса Христа и веру в Имя Его.
Имеборцы приписывают чудеса не силе Божиего Имени, а силе человеческой веры.
Учение имеборцев необходимо приводит к арианству.
Дальнейшие следствия имеборчества.
В имеборчестве содержится и несторианство.
Четвероякая заповедь Спасителя.
Таинства.
Благословение.
Тлетворные последствия имеборчества для веры в таинства.
Вред, причиняемый имеборчеством подвижничеству.
Ложность имеборческого учения об умной молитве.
Имеборчество – знамение последних времен.
Необходимость настоящей работы.


Древнее почитание Имени Божия

«Да исповедятся Имени Твоему Великому», – призывает Псаломник Церковь и Ветхозаветную, и Новозаветную, – «яко страшно и свято есть» (Пс. 98, 3). Первые два поколения людей от Адама и до Эноса не дерзали совсем призывать Имя Божие, даже в молитвах, и совершали жертвоприношения свои молча: столь страшным и святым было для них имя «Бог», и столь жива была в них вера в то, что Имя Божие есть Сам Бог, и только праведный Энос, как свидетельствует Писание – «сей упова призывати Имя Господа Бога» (Быт. 4, 26). – Только одни священники в Церкви законной имели право призывать Имя Господне. Наконец, Сам Господь Иисус Христос подтвердил Новозаветной Церкви заповедь о благоговении к Имени Божиему и к Имени Своему, как к Самому Богу, и эту заповедь о вере во Имя Господа Апостолы передали последующим родам христиан: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин. 3, 23). – «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1, 12). – «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 31). – «О Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10). – Наконец, в молитве Господней первое прошение заповедано Церкви о том: «Да святится Имя Твое». – «Имя Божие есть – Сам Бог», – свидетельствуют многократно святые отцы в своих творениях. «Имя Божие есть Сам Бог», – повторяет нам многократно недавно отшедший от нас благодатный российский пастырь о. Иоанн Кронштадтский на страницах своего дневника «Моя жизнь во Христе».


Современное имеборчество

«Имя Божие есть Сам Бог» – учат молиться подвижники. Но – «не всех есть вера»! Недавно на страницах иноческого русского журнала «Русский Инок» появился ряд статей, в коих это положение, что Имя Божие и Имя Иисус есть – Сам Бог, опровергается, и высказываются такие парадоксальные мнения, – что вера в Имя Иисусово, как в Самого Бога, есть «пантеистизм», что Имя Божие само по себе Божественной силой не обладает, но есть в чудотворениях лишь «сила посредствующая», что Имя Иисус относится лишь к человечеству Христову и есть, так сказать, имя, меньшее всякого имени [10]. – В 10-м номере «Русского Инока» архиепископ Антоний Волынский высказывается так: «Само имя Иисус не есть Бог, ибо Иисусом именовались и Иисус Навин, и Иисус сын Сирахов, и первосвященник Иисус сын Иоседеков. Неужели они тоже боги?» [11] – В № 15 «Русского Инока» архиепископ Антоний пишет, что если допустить веру во Имя Иисуса Христа, как в Самого Бога, то это будет на руку только хлыстам, ибо они тогда назовут какого-нибудь мужика «Иисусом» и станут ему поклоняться, как Самому Иисусу, что в конце концов приведет к взаимному «свалению баб и мужиков» [12].

Страницы